Хазарский каган и славянин

Хазарский каган и славянин

Двадцатая глава из книги «Русь против евреев. Викинги в каганате»

Исторический роман

Вторая половина сороковых годов восьмого века от Рождества Христова

На фото – закат на Дону, снимок Константина Павлова, Fantlab.ru

На Дону, примерно в четырёх днях пути для всадника выше впадения в реку Северского Донца расположился на стоянку каган Вирхор и его ближайшее окружение. В апреле они покинули новую, ещё не особо обжитую столицу каганата в устье Итиля (Волги) и неспешно двинулись вдоль реки на север, а затем в месте наибольшего сближения Итиля и Дона перешли к Дону. Каган приказал разбить здесь летнюю ставку, что и было исполнено несколько дней тому назад.

Сегодня, ближе к вечеру, Вирхор из разных источников, но сначала не от иудейского бека Булана, а затем и от него, получил сообщения о волоке викингами своих драккаров в верховьях Оскола и пока повелитель ещё не отдал никаких приказов по поводу руси, решив за ужином обсудить ситуацию со своим доверенным лицом и секретарём славянином Нестором.

Ужинать Вирхор и Нестор расположились на ковре и подушках на свежем воздухе на берегу Дона. Еда была необильна, немного жаренного мяса и овощей, лепёшки и зелёный китайский чай.

Каган и его секретарь были почти одного роста и возраста – примерно среднего и чуть более пятидесяти, оба худощавые, но ещё весьма крепкие, Вирхор – брюнет с заметной сединой, волосы Нестора были немного светлее, и седина в них не столь бросалась в глаза. Они знали друг друга более тридцати лет, с тех пор как славянин приехал в Хазарский каганат в составе посольства из Ромейской (Византийской) Империи, когда же пришло время посольству возвращаться в Константинополь, то Нестор не смог это сделать из-за тяжёлой простуды. Посол византийцев согласился оставить его на время у хазар, что дало возможность Вирхору ближе познакомиться с ним. Хазарин оценил знания Нестора и заручившись его согласием, стал настаивать перед тогдашним каганом, своим дядей, чтобы тот договорился с ромеями об оставлении ими славянина в каганате на постоянное жительство. Каган выполнил просьбу племянника, византийцы весьма настороженно отнеслись к поступку Нестора, но не желая портить отношения с хазарами согласились на их просьбу.

Нестор был из южнославянского племени смолян, жившего тогда в Родопах и долине реки Места, впрочем, отец славянина, бывший хорошим воином, ещё до рождения сына перебрался в Константинополь, став телохранителем у одного из богатых купцов столицы. Желание отца и его немалое жалование, а также помощь купца дали возможность Нестору получить солидное образование в Константинополе, открывшее ему дорогу к карьере в имперской администрации. Однако, когда наследник престола Хазарского каганата предложил ему своё покровительство и даже в чём-то дружбу, то смолянин ответил согласием на это предложение.

Сейчас, слегка утолив не сильное чувство голода, каган негромко спросил у своего секретаря:

– Нестор, что ты скажешь о викингах?

Славянин также негромко ответил:

– Скорее всего они идут поживиться у иудеев в Фанагории, Таматархе и в Боспоре, а может и в Сугдее.

Спокойный, как Будда, хазарин слегка улыбнулся и продолжил:

– А что у греков и других христиан, которых немало в городах у устья Кубани и в Таврике, да и у хазар, которые живут там, они поживиться не пожелают?

Пришёл черед улыбнуться и славянину, улыбнуться и ответить:

– Скорее всего русь ведут хорошо тебе знакомые господин купцы: гот Дмитрий и славянин Николай, они оба христиане и постараются минимизировать потери для христиан, они оба умеют ладить с хазарами тенгрианцами и постараются уменьшить и ущерб для хазар. И, конечно же, в гораздо большей степени, чем Дмитрий и Николай, ущерб для хазар, греков и других христиан в городах у устья Кубани и в Таврике можешь минимизировать ты Вирхор, и твой сын Багатур.

Каган спокойно выслушал слова своего секретаря и взглянул на реку, мерно катившую свои воды. Ночь ещё только начала обнимать небо, но воздух у реки уже начал свежеть и поэтому Вирхор, переместившись к краю ковра, наиболее близкого к воде, стал разжигать костёр из заранее приготовленных сухих веток. Смолянин ему помог и вскоре небольшое пламя уже горело. Также славянин набросил на плечи кагана покрывало из верблюжьей шерсти, ещё одним он укрылся сам.

Вирхор ещё немного помолчал, а затем негромко ответил:

– Хорошо Нестор, я сделаю так, как хочет мой сын и хочешь ты, – глава хазар не сказал о том, что хотят Багатур и смолянин, но славянин был уверен в том, что Вирхор хорошо знает о желании его сына и его.

Вскоре каган отдал приказы своим доверенным тарханам о подготовке войск для «отражения» рейда викингов. Однако эти приказы были отданы лишь для того, чтобы о них стало известно иудейскому беку Сабриэлю, его еврейскому окружению и везиру мусульманской конницы ларисиев Ахмаду. Отражать удар руси по иудеям Вирхор не собирался.

После того, как каган отдал приказы тарханам, он и смолянин вновь остались одни. Месяц же с вышины неба уже озарял берег реки. Хазарин подкинул ещё несколько сухих веток в их небольшой костёр и продолжил беседу:

– Я ценю упорство моего сына, твоё Нестор и твоих сыновей в борьбе с иудеями в каганате, но, увы, евреи в нашем каганате и в Арабском халифате очень сильны, и их связи с властью халифата очень крепки. 

Автор: Валерий Мясников, мои страницы в Твиттере – twitter.com/Rurik_Rorik и twitter.com/Rurik_Rorik862)

Для справки – предыдущая глава – https://vikings-rus.blogspot.com/2021/05/blog-post_18.html

Предыдущая глава на сайте Zarusskiy.Com – http://zarusskiy.com/russ/2021/05/21/rus/

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Атака викингов на евреев и ларисиев. Продолжение

Убийство евреем славянки и торг за иконы

Митрополиты Пецци и Станевский обязаны требовать у Франциска возврата ГКЦ на Руси её исконного имени - Русская - от еврейско-украинского