Атака викингов на евреев и ларисиев. Продолжение


Атака викингов на евреев и ларисиев. Продолжение

Тридцать вторая глава из книги «Русь против евреев. Викинги в каганате»

Исторический роман

Вторая половина сороковых годов восьмого века от Рождества Христова

Кадр из «Викингов»

Дождь продолжался, стрелы с драккаров викингов продолжали падать в порту Таматархи, но сын бека Давид принял решение о посылке части конных иудеев и ларисиев из города в помощь евреям и мусульманам в Фанагории. Вести ларисиев Давид отправил иудейского тудуна Биньямина. Мусульманский везир Ахмед внешне спокойно принял это решение еврея Давида, внутри же его переживания за своего сына Рамадана и ларисиев в Фанагории усилились, и он стал чаще просить Аллаха о помощи.

В Фанагории же клин руси и её союзников: славян, балтов и финнов почти прорвался внутри города к некоему подобию башни с воротами, до неё оставалось лишь несколько шагов. Иудейские воины и мусульмане оказались разрезанными на две части, в одной из них – правой, если смотреть с залива, ближней к Таматархе был бек Сабриэль и минбаши Абдулла, в левой сын везира Рамадан и минбаши Умар. В распоряжении евреев и мусульман помимо главных ворот, которые они пока ещё контролировали, оставались и ещё двое небольших ворот в земляном валу. Можно было уйти из города и через вал, но вывести коней через вал и ров за ним было нереально.

Вскоре викинги под командой Рандвера подошли к башне с главными воротами и отсекли зажатых у башни ларисиев с двух сторон от остальных сил мусульман городе. Затем конунг расположил бойцов в том числе с лестницами для атаки с двух сторон земляного вала рядом с ней. Укрепления с внутренней стороны были не столь уж и высоки, и рва здесь не было. Немного спустя лучники руси и её союзников не смотря на дождь стали бить по иудеям на валу, и хотя эффективность стрельбы из-за потока воды с неба была не очень высокой, но на ограниченном участке было сосредоточено немало лучников, и их численность приносила свои плоды, и вскоре викинги пошли на штурм. Евреи на валу попытались сопротивляться, но конунг на ограниченном участке создал солидное преимущество в силах, и сколько бы иудеев не пыталось прийти на помощь по валу с двух соседних участков их всё равно было мало из-за ограниченной ширины вала, к тому же желающие помочь попадали под солидный обстрел при приближении к тем местам, где русь штурмовала вал.

При штурме крутых участков вала лестницы викингов и её союзников были приставлены вплотную одна к одной и одному викингу в первом ряду противостоял один еврей на валу, при этом воинам из второго ряда иудеев было трудно помочь своему, участвующему в схватке, поскольку противостоящий тому воин руси был на лестнице расположен несколько ниже его, а вот викинг из второго ряда атаки мог коротким копьём помощь своему из первого, нанося удар снизу по еврею, как правило не тому, который противостоял первому воину руси на своей лестнице, а тому кто противостоял первому викингу на соседней лестнице.

На не крутых участках вала ситуация для иудеев была несколько лучше. Здесь русь атаковала без использования штурмовых лестниц, в пешем строю. Подниматься вверх под дождём было не просто, но викинги из второго ряда поддерживали руками тех, кто был впереди, а русь в третьем ряду поддерживала тех, кто был во втором. Четвёртый ряд поддерживал третий и так далее. Вверх викинги поднимались своеобразными эшелонированными колоннами и мощность этих колонн была выше тех сил, которые евреи могли им противопоставить на каждом участке вала. Ведь вал на вершине был не столь уж широк, и у иудеев не было столь эшелонированного построения, как у руси, к тому же как не готовились евреи защищать город, всё-таки в боевом отношении один средний иудей в пешем бою, как правило не мог сравниться с одним средним викингом, поэтому и на не крутых участках вала русь теснила евреев.

Сказывалось и то, что большинство иудеев, помимо горожан из Фанагории, из тех, что участвовал сейчас в бою, всё-таки, как и мусульмане лариссии больше привыкли к боевым действиям на лошадях и бой в пешем строю был не из привычных для них, в отличии от викингов и большинства из её союзников.

Евреи бились отчаянно, и русь несла потери, но и викинги не собирались уступать, и их натиск, преимущество в боевых качествах и в физических силах среднего воина руси над средним иудеем, большие ресурсы, брошенные в бой на относительно небольших участках, вскоре сказались, и викинги ворвались на вал в нескольких местах. Затем они довольно быстро оттеснили евреев к воротной башне и довольно далеко от неё в обе стороны.

После этого Рандвер воспользовался тем преимуществом, который давал ему бесконечный поток воды с неба. Дождь снизил возможности иудеев использовать горящую смолу против руси с надвратной башни, в которой были евреи, но внутри башни дождя не было, поэтому викинги, прорвавшись к ней, сумели затолкать внутрь бочонки с зажигательной смесью, а затем поджечь их. Как только пламя стало распространяться по башне, так сразу в ней стали появляться всё новые бочонки с зажигательной смесью, и вскоре башня внутри была полностью объяты огнём.

Чуть ранее, сразу после того, как русь прорвалась к надвратной башне с двух сторон на валах, ларисии, ещё сражавшиеся внутри города, резко ускорили отступление, не желая попадать под удар с валов сверху и вскоре все ещё не так давно бывшие здесь мусульмане оказались за городом или, небольшая их часть, внутри надвратной башни. После того, как усилиями викингов, надвратная башня запылала изнутри, оставшиеся в ней иудеи вынуждены были забраться на открытую площадку вверху, а ларисии отступили из неё за город. Когда евреи оказались на верхней открытой площадке башни, Рандвер сосредоточил обстрел своих лучников на этой площадке.

Харальд со своей частью руси довольно быстро выдавливали стоявших перед ними мусульман во главе с сыном везира Рамаданом и минбаши Умаром за пределы Фанагории. При этом Харальд не стремился вдавить ларисиев в земляной вал, а давал им уйти. Чему очень способствовали и приказы минбаши мусульманам как можно быстрее всеми возможными способами преодолевать вал и выходить за город, ибо бой в пешем строю был крайне невыгоден ларисиям. Впрочем, реально выходить из тупика в Фанагории мусульмане могли в этой части города лишь двумя способами: через небольшие ворота и через земляной вал, пользуясь для этого заранее заготовленными лестницами и разными подручными средствами, в том числе верёвками. И тех, и других по приказу минбаши Абдуллы ларисии заготовили для себя загодя очень немало и сейчас использовали их на полную катушку.

Когда мусульмане, бывшие под командованием сына везира Рамадана и минбаши Умара увидели, что викинги теснят евреев по валу к небольшим воротам, которыми пока ещё ларисии могли пользоваться, то они резко ускорили отступление, опасаясь, что русь сметая по валу иудеев быстро прорвётся к воротам и их заблокирует.

В другой части Фанагории русь и её союзники: славяне, балты и финны, во главе с опытным ярлом Иваром также теснили за пределы города мусульман во главе с Абдуллой и яростно атаковали евреев во главе с беком Сабриэлем. Ещё до начала штурма Рандвер и Харальд приняли решение, в чём-то и по просьбе готов Дмитрия и Иоанна, славянина Николая и наследника престола Хазарского каганата Багатура о том, что удар по иудеям будет жесткий. Их не собирались выдавливать из города, евреев, которые были с оружием в руках уничтожали. Когда ещё до начала боя братья Рандвер и Харальд узнали, где будут внутри города находиться иудейские воины, то также было принято решение, что ярлу Ивару, оставшемуся против них, оба из братьев выделят столько помощи, сколько смогут. И сейчас викинги и их союзники под командованием ярла убивали евреев, стоявших перед ними.

На бека Булана, минбаши Абдуллу, иудеев и мусульман в этой части Фанагории также крайне неприятное впечатление произвела атака руси по верху земляного вала в направлении к небольшим воротам, которые пока ещё были в распоряжении осаждённых. Атака викингов по валу в этой части города была последней каплей, которая привела часть еврейских воинов, бывших вокруг бека Сабриэля к панике, и она стала не отступать, а попросту бежать из Фанагории. При этом бегство иудеев не привело к улучшению ситуации для многих из них, поскольку, когда большинство евреев побежало, то русь легко сломала сопротивление тех из иудеев, кто пытался сопротивляться и стала наносить удары по бегущим евреям, преследуя их.

У иудейского тудуна Биньямина, который вёл конных еврейских воинов и ларисиев из Таматархи на помощь иудеям и мусульманам в Фанагории также возникли проблемы. Мосты через Шимардинский рукав Кубани были разрушены русью, и между островами сновали драккары викингов. Попасть под удар ладей руси при попытке преодоления рукава вплавь на конях было почти равносильно самоубийству. Поэтому тудун приказал разбиться на небольшие группы, и переправляться на остров с Фанагорией находя относительно большие разрывы между драккарами викингов. Такой ход привёл к частичному успеху, поскольку ладей руси в Шимардинском рукаве было немного, ведь подавляющая часть викингов была задействована в штурме. Однако частичный успех Биньямина был именно частичным успехом, переправиться удалось ему самому, его и ещё одной группе иудеев, а вот у групп ларисиев возникли проблемы, поскольку им не удавалось найти достаточно большой разрыв между ладьями руси для переправы во многом вплавь. Не удавалось, может быть потому, что они и не очень рвались переправляться. Вряд ли везир Ахмад прямо сказал этим мусульманам, что им не стоит торопиться в Фанагорию, но такой намёк от окружения везира ларисии почувствовали. 

Автор: Валерий Мясников, мои страницы в Твиттере – twitter.com/Rurik_Rorik и twitter.com/Rurik_Rorik862)

Для справки – предыдущая глава – https://vikings-rus.blogspot.com/2021/08/blog-post_13.html 

Предыдущая глава на сайте Zarusskiy.Com – http://zarusskiy.com/russ/2021/08/17/rus/

P.S. Приношу извинения читателям за цветовое качество текста. К сожалению, не смотря на множество попыток здесь и в своих текстах ранее в этом ресурсе в подавляющем большинстве случае не удаётся выдержать одинаковое цветовое качество текста. Текст то светлее, то темнее. У меня есть единственный предполагаемый вариант объяснения этому - влияние евреев Пейджа и Брина через менеджмент на работу этого ресурса в интересах евреев.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Убийство евреем славянки и торг за иконы

Митрополиты Пецци и Станевский обязаны требовать у Франциска возврата ГКЦ на Руси её исконного имени - Русская - от еврейско-украинского