Встреча в прусском святилище в Ромове и поход на евреев
Встреча в прусском святилище в Ромове и поход на евреев
Тринадцатая глава из книги «Русь против евреев. Викинги в каганате»
Исторический роман
Вторая половина сороковых
годов восьмого века от Рождества Христова. Примерно за десять месяцев до
убийства славянки и до торга за иконы Иоанна и Багатура
На рисунке изображение Ромове из книги Каспара Харткноха конца XVII века, снимок commons.wikimedia.org/wiki/File:Romuva_sanctuary.jpg
Конунг викингов Рандвер
и его единоутробный брат Харальд Боевой Клык, гот Дмитрий (Юрген) и славянин
Николай (Арн), увидев встречающих, остановили свой драккар на небольшой реке
невдалеке от залива на юго-восточном берегу Балтийского моря. Гостей ждала
группа вайделотов, языческих жрецов пруссов, одних из западных балтов, во главе
с Гардивайто, о котором говорили, что в случае смерти нынешнего верховного
жреца Негренно, он вполне может стать новым криве.
Вайделоты были одеты в
светлые длинные туники, обшитые белой тесьмой, застегнутые белым шнурком и
украшенные внизу кистями из бычьих хвостов, они также были опоясаны широкими
белыми поясами.
Рандвер и Харальд
неплохо знали язык местных балтов – пруссов, как и Дмитрий (Юрген) и Николай
(Арн), которые ранее много раз невдалеке от места, куда они сейчас прибыли,
закупали янтарь, однако, ввиду значимости беседы и желания ради этого как можно
лучше понимать собеседников они взяли с собой переводчика, как и небольшую
охрану.
Гардивайто с другими
вайделотами радушно встретил их и предложил лошадей под сёдлами для дальнейшей
дороги, Рандвер и Харальд со спутниками приняли предложение жреца.
Путь до Ромове, где
располагалось самое известное святилище пруссов и, возможно, других балтов был
недолгим, поскольку драккар по реке подошёл весьма близко к нему. Святилище
находилось в роще, под открытым небом. Стен вокруг не было. В центре святилища
находился большой дуб шириной в шесть локтей с такой густой кроной, что она не
пропускала капли дождя. Вокруг дуба была натянута ткань, за которую могли
заходить только сам криве и старшие из вайделотов.
Как были наслышаны
гости, внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния трёх главных прусских и
общебалтских богов – Патуласа (Патолоса), Перкунаса, Патримаса, а рядом были
прикреплены особые знаки или символы этих богов.
Подъехав насколько
возможно для не жрецов близко к священному дубу, Рандвер и Харальд с их
спутниками спешились вслед за Градивайто и другими вайделотами, и прошли в
большой дом, расположенный невдалеке, где их встретил сам криве Негренно, ещё
весьма крепкий верховный жрец, которому было немногим за шестьдесят, его волосы
и борода были с изрядной сединой, одежда его была похожа на одежду вайделотов,
он также опирался на посох, о котором среди пруссов и других балтов ходили
легенды.
После обмена
любезностями и подарками Негренно пригласил гостей за стол, при этом часть
вайделотов, которая первоначально принимала участие в приеме гостей, теперь
покинула зал. За столом осталось с каждой стороны по пять человек: с одной,
Негренно, Градивайто и ещё три вайделота, с другой сидели Рандвер, Харальд,
Дмитрий (Юрген), Николай (Арн) и переводчик, к услугам которого за всё время
беседы практически не прибегали, поскольку и без него хорошо понимали друг
друга. Беседа началась с трапезы, на которую были поданы и слабоалкогольные
напитки из мёда.
Ещё во время плавания по
Балтике Рандвер, Харальд, Дмитрий (Юрген) и Николай (Арн) решили, что в Ромове
готу и славянину стоит будет назваться своими настоящими именами, и сказать о
себе, как о славянине и готе.
Спустя непродолжительное
время после начала трапезы и беседы, криве с улыбкой спросил:
– Что привело конунга
Рандвера, его брата Харальда и их новых друзей в наше святилище в Ромове?
Конунг также с улыбкой
ответил:
– Желание найти друзей и
союзников, господин.
Негренно посмотрел в
глаза конунгу и продолжил вопросы:
– В чём Рандвер, друзей
и союзников?
Также глядя в глаза
криве конунг произнёс:
– В походе на иудеев в
Хазарском каганате.
Верховный жрец подпёр
свой подбородок правой рукой и на несколько мгновений задумался.
Помимо того, что Ромове
было крупнейшим религиозным центром пруссов и, возможно, и других балтов, она
также было и во-многом культурным, и, по крайней мере для пруссов, и одним из политических
центров. Сфера его влияния включала, как прусские, так и в значительной мере
другие балтские земли, хотя, конечно же, у него были и конкуренты в этой среде.
Из Ромове можно было попытаться влиять и на славян кривичей. Из соседних,
прежде всего прусских земель в святилище присылались жертвы и прибывали
паломники. Здесь бывали военные сборы пруссов, здесь же хранилась прусская
казна. Криве был весьма уважаемым, его послы принимались с почётом пруссами и
многими другими балтами, и их слово было весомым.
Негренно сделал пару
глотков из кубка, а затем продолжил беседу:
– Мне бы очень не
хотелось огорчать таких дорогих гостей, как конунг Рандвер и его брат Харальд и
их спутники, но ведь я не ромейский император, я не принимаю решение
единолично, есть старейшины, есть военные вожди, есть другие жрецы многих наших
племён и, по крайней мере, у части из них вполне может появиться вопрос о том,
а зачем нам пруссам и другим балтам поддерживать викингов в их ударе по евреям
в каганате?
Пару глотков напитка из мёда
сделал из своего кубка и конунг, и потом высказался вновь:
– Ты прав господин, в
племенах пруссов и других балтов есть старейшины, есть военные вожди, есть
другие жрецы и с частью из них мы встретимся сами, с частью попросим
встретиться наших друзей из пруссов и других балтов. Ты прав господин, что, как
и ты Негренно, они тоже влияют на принятие решения тем или иным племенем. Что
касается того, зачем пруссам и другим балтам принимать участие в походе на
иудеев в Хазарском каганате, то я сначала хотел бы уточнить, что мы и не просим
всех воинов балтов принимать участие в походе, чтобы несколько снизить остроту
вопроса. Мы просим лишь не препятствовать нам и просим об участии добровольцев
из пруссов и из тех племён, что находятся по берегам Даугавы (Западной Двины) и
далее к Днепру и его притокам. Что касается того зачем, то ведь мало кто из
воинов равнодушен к возможной военной добыче? С другой стороны, господин, ты
видишь перед собой наших новых друзей – славянина Николая и гота Дмитрия, они
вместе с моим братом Харальдом и мной уверены, что часть славян примет участие
в нашем общем походе на евреев в каганате, часть готов попытается нам помочь.
Ты также знаешь Негренно о нашем с Харальдом друге, одним из военных вождей
ливов Каупо, который уже согласился принять участие в походе сам вместе со
своими воинами и взял на себя обязанность уговорить ещё и часть военных вождей
других финских племён разрешить их добровольцам пойти с нами. Если викинги,
славяне, финны и готы участвуют в общем деле – походе на иудеев в Хазарском
каганате, то какой резон нашим большим друзьям и соседям пруссам, и другим
балтам оставаться в стороне?
Криве выслушал с лёгкой
улыбкой речь конунга, а затем продолжил беседу.
– Рандвер, ты, твой брат
Харальд и ваши новые друзья проявили тактичность по отношению ко мне и другим
служителям нашего храма в Ромове, не посетив до приезда к нам дружественных
тебе наших военных вождей из пруссов и, скажем тех же куршей, и других балтов,
и мы в Ромове ценим этот ваш шаг. И ваша тактичность – это и повод нам говорить
откровенней, ты, Харальд и ваши друзья, Николай и Дмитрий ведь хорошо
понимаете, что ваш нынешний поход на евреев в каганате, и неизбежные
последующие походы викингов, скорее всего приведут к созданию огромного
государства, можно сказать Империи части викингов, части славян и части финнов
на том пути, по которому вы будете атаковать иудеев, не так ли? Ты конунг, ты
Харальд и ваши новые друзья считаете, что пруссам и другим балтам стоит
участвовать в создании этой Империи? – спросил криве.
Рандвер не стал
торопиться с ответом. Сначала он слегка откинулся назад к спинке своего стула,
затем отхлебнул из одного из своих кубков, на этот раз из того, где у него была
вода, а не напиток из мёда, а затем стал говорить:
– Наши новые друзья
славянин Николай и гот Дмитрий гораздо лучше меня и Харальда знают расклад на
северо-западных границах владений евреев и Хазарского каганата, скорее всего,
ты господин также знаешь этот расклад гораздо лучше меня и Харальда. На этих
землях и невдалеке от них живут и днепровские балты, например, племя голядь, и
многим из днепровских балтов не хочется оказаться под пятой иудеев, поэтому
велик шанс, что и их воины пойдут с нами в поход на евреев в каганате.
Теперь пришла очередь
криве взять небольшую паузу, в ходе которой он также сделал несколько глотков
воды, а потом сказал:
– Рандвер, Харальд и
ваши новые друзья, предлагаю чуть отвлечься от этой очень важной темы, чтобы
затем вернуться к ней вновь. Рандвер и Харальд, скажите вы готовитесь вернуть
Харальду владения его отца, а, возможно, и гораздо большие владения его
великого деда по маме Ивара Широкие Объятья? И военная добыча в походе на
иудеев будет очень вам в этом способствовать?
После вопроса криве
конунг Рандвер вновь взглянул в глаза верховному жрецу и ответил:
– В твоём вопросе
господин уже есть и ответ. Конечно же, Харальд хочет вернуть себе владения
своего отца, а если получится, то и своего деда, и к этому он готовится, и,
конечно же, я как брат Харальда обязан ему в этом помочь.
Харальд, который после
слов приветствий молчал большую часть разговора, промолчал и на этот раз, лишь
своей улыбкой показывая, что согласен со словами своего брата по маме.
Рандвер же сделав ещё
несколько глотков воды, продолжил:
– Однако, каковы бы не
были планы на будущее у Харальда и меня, скорее всего, ему и мне придётся в
ближайшее время принять непростое решение о том, кому из нас придётся остаться
в Уппсале во время похода на евреев.
Негренно в раздумьях
кивнул головой после слов конунга.
– Ты прав Рандвер,
предосторожность не помешает, но, насколько мне известно, вроде как у тебя и
Харальда сейчас нет серьёзных врагов в Скандинавии, да и твоя красавица жена
явно сможет организовать оборону Уппсалы при временном отсутствии даже вас
обоих, – сказал криве.
Конунг на несколько
мгновений рассмеялся и ответил:
– Спасибо господин за
добрые слова в адрес Ингилды. Примерно также, как ты
сейчас Негренно, мне будет говорить Харальд, чтобы нам вместе отправиться в
поход на иудеев в Хазарском каганате. Не исключаю, что ему удастся найти убедительные
аргументы, и мы отправимся в поход вдвоём.
После этих слов конунга
викингов криве вновь взял небольшую паузу и сделал ещё несколько глотков
напитка из мёда. Все присутствующие на встрече почувствовали, что сейчас будут
сказаны главные слова и поэтому в зале стало пронзительно тихо.
– Хорошо конунг Рандвер,
хорошо молчаливый Харальд, я отвечу вам и вашим новым друзьям. Я обращусь к
старейшинам и военным вождям пруссов и тех племен балтов, кто живёт вблизи
Даугавы (Западной Двины) и далее к Днепру и его притокам с предложением не
препятствовать вам тем из балтов, по рекам которых вы пойдёте, и разрешить
добровольцам из пруссов и других балтов отправиться с вами в поход на евреев в
Хазарском каганате, – негромко сказал верховный жрец.
– Спасибо, господин, –
ответил конунг и предложил выпить за слова криве и за успех похода на иудеев.
На этот раз высказался и
Харальд, поддержав брата такими же словами:
– Спасибо, господин, –
сказал викинг и улыбнулся.
Взглянув в его глаза, верховный жрец Негренно подумал о том, что тем, кто встанет на пути у братьев вряд ли будет легко, кто бы они не были.
Автор: Валерий Мясников, мои страницы в Твиттере – twitter.com/Rurik_Rorik и twitter.com/Rurik_Rorik862)
Для справки – предыдущая глава – https://vikings-rus.blogspot.com/2021/03/blog-post_30.html
Предыдущая глава на сайте Zarusskiy.Com - http://zarusskiy.com/russ/2021/04/02/rus/
Комментарии
Отправить комментарий